Г Л А В Н А Я

Православные монастыри и их роль в духовной культуре Украины

1. Введение.

В условиях обретения Украиной государственной независимости и национального возрождения украинского народа возрастает интерес к его историческому прошлому, к истокам духовного развития. Важную роль в духовном развитии общества играли православные монастыри. Однако за годы советской власти большинство из них было разрушено, помещения многих приспособлены под хозяйственные нужды, некоторые монастыри стали музеями-заповедниками и лишь единицы остались действующими. А чтобы оправдать свои действия, власть говорила о монастырях как о рассадниках мракобесия и центрах антисоветской борьбы. В свою очередь множество легенд, связанных с монастырями, хранит религиозная традиция. Известны легенды о чудесах, якобы предшествовавших образованию многих монастырей, о “подвигах” людей “святой жизни”, об исцеляющей силе монастырских источников, о хранящихся в обителях “чудотворных” иконах. Чем же были православные монастыри в действительности, и какова их истинная роль в жизни общества? Обратимся к истокам – к истории Киевской Руси.

2. Первопричины и время образования первых монастырей.

Православные монастыри стали образовываться в Киевской Руси после принятия христианства Владимиром Великим (988 – 989 гг.) и достигли своего расцвета в ХII – XIII веках. Центром монашества был Киев, где в XII в. был основан главный монастырь Руси – Киево-Печерский. Его основателями были Антоний и Феодосий Печерские [3, с. 298]. В Киеве были построены соборы Дмитриевского, Михайловского Златоверхого, Михайловского Выдубицкого, Печёрского, Киевского монастырей. В последние десятилетия XI веке развивалось строительство в Ростове и Переяславских землях. Особенно большое строительство развернулось в Новгороде, где были возведены Николаево-Дворищенский храм (1113 г.), церкви Антониевского (1117 г.) и Юрьевского монастырей [3, с. 325.]. Распространились они и по всем остальным землям древнерусского государства. Основание монастыря являлось почти обязательным делом для каждого выдающегося князя. Возникали они и по инициативе самих монахов.
Традиции монашества пришли на Русь из Византии, откуда был заимствован известный статут Константинопольского Студийского монастыря. Члены религиозной общины, живущие в монастыре и принявшие пострижение, давали обет вести аскетический образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава. Нужно отметить, что христианизация Киевской Руси совпала с эпохой чрезвычайного развития монашества в Византии и чрезмерного уважения к нему: монашество признавалось как бы нормой христианской жизни, а всякое благочестие в мире – только слабой копией христианства. Эти воззрения перешли и в древнерусское общество. Можно сказать, что по своей главной, основной функции монастыри были центрами религиозной пропаганды и религиозного воспитания, стремившимися распространить свое влияние далеко за пределы монастырской ограды.
Монастыри представляли собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами. Большие монастыри являлись богатейшими обществами, каждый член которого, однако, давал обет нищеты, отрекаясь от всякой собственности, зачастую в пользу самого монастыря.
“Уставом князя Владимира Святославовича” церкви утверждалась одна десятая часть доходов “всей земли Русской”. Со временем это ее юридическое право на взымание десятины еще больше расширилось.
К XII в., о чем свидетельствуют летопись и княжеские уставы, русская православная церковь выросла в крупного землевладельца. Крупные монастыри обзавелись собственными земельными угодьями, селами и даже городами.

2.1 Монастыри – сосредоточие культуры и искусства.

Монастыри являлись хранителями не только православия, но и культуры, просвещения. В них переводились на древнерусский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения, летописи.
Киево-Печерский монастырь с момента своего образования стал поддерживать князя Ярослава в его стремлении к церковной самостоятельности, центром русской национальной мысли, “рассадником” и школой русских иерархов. Образование велось по византийскому образцу в монастырских школах, где учили так называемые дидаскалы и магистры, имело место и одиночное обучение у магистра. Обучали чтению, письму и счету, добавочные знания считались лишними, однако, по желанию, их извлекали из переводных византийских учебников и энциклопедий. Для продолжения и углубления самообразования служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийским монастырским уставом. При Феодосии в Печерском монастыре был монах Илларион, который, подобно и другой братии, занимался переписыванием и переплетением книг. Книги тщательно хранились. Книгами гордились в Киевской Руси, причем цена некоторых из них была столь высокой, что как говорили тогда, ее “один бог знает”; недаром при пожаре книги спасали в первую очередь. Как и в Византии, книга почиталась кладезем “Божественного откровения” и мудрости. Украшали книгу, ничего не жалея, так, чтобы сама по себе она являлась драгоценностью. Вся орнаментика книги выполнялась художником златописцем, а изготовление переплетов-окладов, окованных серебром и кружевной филигранью, сверкающих драгоценными камнями и золотыми пластинками с изображениями из финифти (эмали), поручалось златокузнецу и эмальеру. Также книги украшали миниатюрами – цветными рисунками, что еще больше повышало художественную ценность книг и рукописей.

3. Общий вклад православных монастырей в развитие Украины.

Из монастыря выходили оригинальные литературные работы, основанные на материалах из библиотек Византии, Болгарии, Сербии, а также описывающие местные события. Прежде всего, это церковные и религиозные произведения, предназначенные для усвоения христианского духа и наставления в благочестивой христианской жизни. Писались проповеди, поучения в благочестии, жития местных святых.
Православные монастыри, несомненно, способствовали развитию архитектуры и изобразительного искусства. Они сочетали в себе византийские традиции и элементы местной культуры. Украшение монастырей представлено мозаикой, фресками, майоликовыми плитами.
Христианство дало толчок развитию древнерусской иконописи.
Монастыри, получившие широкое развитие в землях Киевской Руси, способствовали распространению письменности и культуры, развитию древнерусской архитектуры и искусства. Кроме того, они оказали положительное влияние на политическую и экономическую жизнь страны.
В настоящее время происходит массовое возрождение и реставрация культовых сооружений, в том числе и монастырей.

4. Заключение.

Монастыри по сей день являются очагами культуры, хранителями раритетов – величайших в мире произведений искусства. Служители монастырей практикуют воззвания к народным массам, проповеди, лекции в высших учебных заведениях. В монастырях по-прежнему создаются литературные произведения, исследования по истории Украины. И по сей день это «врата веры» для все большей и большей части людей.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булычев Ю.Ю. Христианская философия нации и проблемы русского культурного самосознания. - СПб: СПбГПУ, 2004. - 128с.
2. Русская культура: прерывность и непрерывность исторического развития: сборник статей / научный редактор В.А.Щученко. - СПб: СПбГУКИ, 2003. - 148 с.
3. Щученко В.А. Введение в историю культуры: логические формы исторические экскурсы. - СПб: СПбГАК, 1996. - 524 с.

Hosted by uCoz